Данная работа была подготовлена к изданию в 1997 г. и на тот период была первой в нашей стране и наиболее информативной по рассматриваемому вопросу. По некоторым причинам не была передана в редакцию для публикации. В настоящее время она не утратила своей информативности и новизны материала, хотя уже опубликованы некоторые подобные труды. |
Введение В
начале 90-х годов в нашей стране произошел "информационный взрыв",
связанный с наступлением гласности, рассекречиванием многих материалов и т.д.
Появилось множество периодических изданий, монографий и др., освещающих, в
частности, историю развития авиационной техники в СССР. Анализ данных работ и
выполнение новых позволит в более полной мере и, главное, достоверно определить
логику технической мысли в создании авиационных конструкций, уровень
реализованных технических достижений и влияние на все это политических
решений руководства страны и различных чиновников. Анализ
работ в области истории техники, исследование архивных материалов показывают
значительные, для своего времени, достижения ученых и конструкторов
фашистской Германии в период 30-40-х годов в области реактивной авиационной
техники и ракетостроения.В работе [1] видный ученый и конструктор, один из
ближайших сотрудников С.П.Королева, член-корреспондент Российской академии
наук, действительный член Международной академии астронавтики Б.Е.Черток
называет поразительными эти достижения в области ракетостроения и подробно их
рассматривает. В работах [2, 3, 4] анализируется деятельность немецких
конструкторов в области создания боевых самолетов с реактивными двигателями.
В работах [4, 5] приведены данные по созданию реактивных двигателей различных
конструктивных схем. Общий
вывод, сформулированный во всех этих работах, заключается в том, что,
несмотря на недостаточно высокую боевую эффективность немецкой реактивной и
ракетной техники, были выполнены основополагающие теоретические и
практические работы в этих областях. Они активизировали аналогичные работы в
других странах и стали на первом этапе их фундаментом. В
работах [1-5 и др.] приводятся также сведения об использовании в послевоенные
годы трофейных образцов данной техники в вооруженных силах стран-победителей.
В частности, в СССР на нескольких заводах серийно выпускались реактивные
двигатели РД-10 и РД-20, являющиеся копиями трофейных немецких двигателей. Их
конструктивные особенности подробно рассмотрены в работах [6, 7 и др.]. В
последние годы появились работы [2, 3, 5], в которых обращается внимание
на неизвестный ранее такой аспект истории развития авиационной техники в
СССР как использование непосредственно самих немецких ученых и конструкторов
для разработки новых образцов реактивных самолетов и двигателей в специально
созданных для этого конструкторских бюро (КБ) на территории СССР. При этом
кроме упоминания в работе [5] о созданном немцами в СССР турбовинтовом
двигателе ТВ-2 не опубликовано сколько-нибудь подробного и
систематизированного материала о созданных или разрабатывавшихся немецкими
конструкторами реактивных двигателях для советской авиации. Изучение архивных
материалов, личные встречи с Генеральным конструктором академиком Кузнецовым
Н.Д. и ветеранами этих специальных КБ, работавшими вместе с немцами,
позволило выполнить данную работу - одну из первых в нашей стране и наиболее
информативную по рассматриваемому вопросу (на 1997 год). Данная
работа посвящена изучению вопроса использования ученых и конструкторов
фашистской Германии для создания новых образцов реактивных авиационных
двигателей для советской авиации в первые послевоенные годы (1946-1953 гг.) и
создания для этого специальных опытно-конструкторских бюро (ОКБ). Рассмотрены
история создания таких ОКБ, конструктивные особенности разработанных
двигателей и влияние, которое они оказали на развитие советского
авиадвигателестроения. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕМЕЦКИХ ОКБ
1. Черток
Б.Е. Ракеты и люди. - М.: Машиностроение, 1994 г. 2.
Султанов И.Г. Немецкие ОКБ по самолетостроению в СССР. – Журнал "Самолеты
мира", №1, 1995 г., с.2-13. 3.
Алексеев С.А. Депортация. Как ученые из фашистской Германии строили самолеты
в СССР. - Журнал "Крылья Родины", №11, 1993 г., с.7-11. 4. Грин
В., Кросс Р. Реактивные самолеты мира. - М.: Издательство иностранной литературы,
1957 г. 5.
Лазарев Л.Л. Сотворение мотора. - М.: Профиздат, 1990 г. 6.
Турбокомпрессорные воздушно-реактивные двигатели РД-10 и РД-10А. М.:
Оборонгиз, 1949 г. 7.
Турбокомпрессорные воздушно-реактивные двигатели РД-20, РД-20А и РД-20Б. -
М.: Оборонгиз, 1949 г. 8.
Ригмант В.Г., Гордон Е.И. Цель - Америка. - Журнал "Авиация и
Время", № 5, 1996 г., с.1-20. 9. Акт по
государственным 100-часовым стендовым испытаниям турбовинтового двигателя
ТВ-022 №14 конструкции и производства завода №2 МАП СССР, 1950 г. 10.
Краткая история доводки турбовинтового двигателя 2ТВ-2Ф. Завод №2, 1952 г. 11. Турбовинтовой двигатель ТВ-16. Техническое описание. Завод №2, 1953 г. |