Смотри главную страницу сайта http://vfk1.narod.ru/


Участие немецких специалистов в создании

советских реактивных двигателей


 

Данная работа была подготовлена к изданию в 1997 г. и на тот период была первой в нашей стране и наиболее информативной по рассматриваемому вопросу. По некоторым причинам не была передана в редакцию для публикации. В настоящее время она не утратила своей информативности и новизны материала, хотя уже опубликованы некоторые подобные труды.

 


 

Введение

В начале 90-х годов в нашей стране произошел "информационный взрыв", связанный с наступлением гласности, рассекречиванием многих материалов и т.д. Появилось множество периодических изданий, монографий и др., освещающих, в частности, историю развития авиационной техники в СССР. Анализ данных работ и выполнение новых позволит в более полной мере и, главное, достоверно определить логику технической мысли в создании авиационных конструкций, уровень реализованных технических достижений и влияние на все это политических решений руководства страны и различных чиновников.

Анализ работ в области истории техники, исследование архивных материалов показывают значительные, для своего времени, достижения ученых и конструкторов фашистской Германии в период 30-40-х годов в области реактивной авиационной техники и ракетостроения.В работе [1] видный ученый и конструктор, один из ближайших сотрудников С.П.Королева, член-корреспондент Российской академии наук, действительный член Международной академии астронавтики Б.Е.Черток называет поразительными эти достижения в области ракетостроения и подробно их рассматривает. В работах [2, 3, 4] анализируется деятельность немецких конструкторов в области создания боевых самолетов с реактивными двигателями. В работах [4, 5] приведены данные по созданию реактивных двигателей различных конструктивных схем.

Общий вывод, сформулированный во всех этих работах, заключается в том, что, несмотря на недостаточно высокую боевую эффективность немецкой реактивной и ракетной техники, были выполнены основополагающие теоретические и практические работы в этих областях. Они активизировали аналогичные работы в других странах и стали на первом этапе их фундаментом.

В работах [1-5 и др.] приводятся также сведения об использовании в послевоенные годы трофейных образцов данной техники в вооруженных силах стран-победителей. В частности, в СССР на нескольких заводах серийно выпускались реактивные двигатели РД-10 и РД-20, являющиеся копиями трофейных немецких двигателей. Их конструктивные особенности подробно рассмотрены в работах [6, 7 и др.].

В последние годы появились работы [2, 3, 5], в которых обращается внимание на неизвестный ранее такой аспект истории развития авиационной техники в СССР как использование непосредственно самих немецких ученых и конструкторов для разработки новых образцов реактивных самолетов и двигателей в специально созданных для этого конструкторских бюро (КБ) на территории СССР. При этом кроме упоминания в работе [5] о созданном немцами в СССР турбовинтовом двигателе ТВ-2 не опубликовано сколько-нибудь подробного и систематизированного материала о созданных или разрабатывавшихся немецкими конструкторами реактивных двигателях для советской авиации. Изучение архивных материалов, личные встречи с Генеральным конструктором академиком Кузнецовым Н.Д. и ветеранами этих специальных КБ, работавшими вместе с немцами, позволило выполнить данную работу - одну из первых в нашей стране и наиболее информативную по рассматриваемому вопросу (на 1997 год).

Данная работа посвящена изучению вопроса использования ученых и конструкторов фашистской Германии для создания новых образцов реактивных авиационных двигателей для советской авиации в первые послевоенные годы (1946-1953 гг.) и создания для этого специальных опытно-конструкторских бюро (ОКБ). Рассмотрены история создания таких ОКБ, конструктивные особенности разработанных двигателей и влияние, которое они оказали на развитие советского авиадвигателестроения.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕМЕЦКИХ ОКБ

 

 

Список литературы

1. Черток Б.Е. Ракеты и люди. - М.: Машиностроение, 1994 г.

2. Султанов И.Г. Немецкие ОКБ по самолетостроению в СССР. – Журнал "Самолеты мира", №1, 1995 г., с.2-13.

3. Алексеев С.А. Депортация. Как ученые из фашистской Германии строили самолеты в СССР. - Журнал "Крылья Родины", №11, 1993 г., с.7-11.

4. Грин В., Кросс Р. Реактивные самолеты мира. - М.: Издательство иностранной литературы, 1957 г.

5. Лазарев Л.Л. Сотворение мотора. - М.: Профиздат, 1990 г.

6. Турбокомпрессорные воздушно-реактивные двигатели РД-10 и РД-10А. М.: Оборонгиз, 1949 г.

7. Турбокомпрессорные воздушно-реактивные двигатели РД-20, РД-20А и РД-20Б. - М.: Оборонгиз, 1949 г.

8. Ригмант В.Г., Гордон Е.И. Цель - Америка. - Журнал "Авиация и Время", № 5, 1996 г., с.1-20.

9. Акт по государственным 100-часовым стендовым испытаниям турбовинтового двигателя ТВ-022 №14 конструкции и производства завода №2 МАП СССР, 1950 г.

10. Краткая история доводки турбовинтового двигателя 2ТВ-2Ф. Завод №2, 1952 г.

11. Турбовинтовой двигатель ТВ-16. Техническое описание. Завод №2, 1953 г.

 


 


 


 



 

----->