ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕМЕЦКИХ ОКБ

После капитуляции фашистской Германии правительство СССР образовало Военно-техническую комиссию министерства авиационной промышленности под руководством заместителя министра генерал-майора Лукина М.М. для изучения научных и технических достижений немецких ученых в области авиадвигателестроения. Аналогичная комиссия под руководством заместителя министра - известного конструктора Яковлева А.С. создана в области самолетостроения.

Работа комиссий началась с организации поисков на территории Германии образцов реактивной техники и технической документации, подбора и вербовки ученых и конструкторов, сбора станочного и стендового оборудования, лабораторной аппаратуры и т.д. В советской оккупационной зоне оказались несколько центров германского ракетостроения, заводы и конструкторские бюро основных двигателестроительных фирм ЮМО и БМВ.

Для использования немецкого опыта в создании турбореактивных двигателей (ТРД) были организованы на территории Германии опытно-конструкторские бюро (ОКБ), в которых в 1945-46 гг. стали работать приглашенные немецкие конструкторы под общим руководством (административным) советских специалистов. К числу таких ОКБ относятся ОКБ-1 на базе завода ЮМО в г. Дессау и ОКБ-2 на базе завода БМВ в г. Штасфурте.

Перед ОКБ-1 и ОКБ-2 поставлена задача создания на базе существующих ТРД ЮМО-004 и БМВ-003, строившихся серийно для немецких боевых самолетов, более мощных их модификаций с улучшенными характеристиками, а также восстановление проектов двигателей ЮМО-012 и БМВ-018, начатых разработкой перед концом войны. В соответствии с этим в течение 1945-1946 гг. были спроектированы, построены и переданы на доводочные стендовые испытания опытные образцы турбореактивных двигателей БМВ-003С, ЮМО-012 и БМВ-018.


Турбореактивный двигатель БМВ-003С

 

Двигателей БМВ-003С было за это время построено семь экземпляров. На них проведен большой объем доводочных испытаний, позволивших провести официальные стендовые испытания на ресурс 25 часов и подготовить двигатель к началу серийного производства на советских заводах взамен его предыдущих модификаций, уже строившихся в СССР серийно для первых реактивных истребителей МиГ-9.

Двигателей ЮМО-012 и БМВ-018 построено по одному экземпляру. Это были одни из наиболее мощных ТРД в мире. В СССР реактивных двигателей с такой тягой (более трех тонн) еще не было.

Для продолжения и расширения этих работ в октябре 1946 г. правительство СССР приняло решение об организации ОКБ опытного завода №2 на территории Советского Союза. В соответствии с этим немецкие специалисты из ОКБ-1 и ОКБ-2, созданные ими двигатели, а также заводское оборудование германских фирм ЮМО, БМВ и других, были перевезены из Германии в Советский Союз. Для их работы и жительства выделен небольшой завод и поселок за окраиной г. Куйбышева. В настоящее время этот поселок входит в состав г. Самары.

По свидетельству очевидцев тех событий это не была депортация немецких специалистов. Они приехали в СССР вместе с семьями, без принуждения, хотя и вынужденно, т.к. в разрушенной Германии применить себя по специальности было негде. Немецкие специалисты и их семьи жили жизнью обычных советских граждан, но по сравнению с ними имели значительно большую зарплату, лучшие жилищные условия и удвоенное количество продовольственных карточек. Права выезда за пределы поселка и определенного участка местности, прилегающей к нему, они не имели.

Аналогичный опытный завод №1, на котором немецкие специалисты разрабатывали реактивные самолеты, был образован осенью 1947 г. в поселке Подберезье в 110 км от Москвы, вошедшем позднее в состав г. Дубна [3, 2].

Директором опытного завода №2 был назначен Олехнович Н.М., работавший ранее в ЦИАМ (Центральном институте авиационного моторостроения). После перевода в СССР работа ОКБ-1 и ОКБ-2 на заводе №2 в течение 1946-1947 гг. сводилась в основном к переработке чертежей и технической документации с немецких норм и марок материалов на советские. Были также организованы стендовые испытания опытных образцов турбореактивных двигателей.

На основании приказа министра авиационной промышленности от 17 апреля 1947 г. опытный завод №2 впервые получил официальный план работ, который в основном утверждал тематику ОКБ-1 и ОКБ-2, над которой они до этого работали. Кроме того ставилась задача разработки на основе ТРД ЮМО-012 и БМВ-018 турбовинтовых двигателей "022" и "028".

К началу 1948 г. в ОКБ-2 завершена работа по переводу чертежей и другой технической документации по двигателю БМВ-003С на советские материалы. По ним изготовлено шесть двигателей в дополнение к построенным еще в Германии. На этих шести двигателях проведены испытания советских материалов для ТРД и доработана конструкция на увеличенный в два раза ресурс работы - до 50 часов. В начале 1948 г. этот двигатель под обозначением ВРД-003С прошел официальные заводские испытания и по указанию министра авиационной промышленности был передан вместе со всей документацией в ОКБ завода №16 в Казань. В Казани он выпускался небольшой серией под обозначением РД-21, параллельно с его предшествующим вариантом РД-20, для опытного истребителя МиГ-9М. Здесь же на его основе создано несколько опытных модификаций с улучшенными характеристиками.

Для продолжения работ над мощным ТРД ЮМО-012 конструкции ОКБ-1 построено 15 этих двигателей из отечественных материалов. В сентябре 1948г. этот ТРД под обозначением "012Б" был предъявлен на государственные стендовые испытания, которые однако не прошел по причине дефектов. Тем не менее доводка его на еще больший ресурс (до 100 часов) продолжалась до середины 1949 г., когда работы были прекращены в связи с созданием в СССР в ОКБ Микулина А.А. и Люльки А.М. более совершенных ТРД.

 


Турбореактивный двигатель "012Б" - продольный разрез

 

Наибольших успехов немецкие конструкторы ОКБ-1 завода №2 достигли при создании турбовинтового двигателя (ТВД) "022". В СССР двигатели этого класса проектировались одновременно еще в двух ОКБ: Уварова В.В. и Климова В.Я. Но немцам удалось на базе достаточно отработанного ТРД "012Б" создать более перспективную и надежную конструкцию ТВД. К концу 1948 года советская конструкторская мысль достаточно далеко продвинулась вперед и немецкие объекты, над которыми работал завод №2, оказались в значительной степени устаревшими. Поэтому двигатели немецкой конструкции с 1949 года были сняты с тематики завода №2. Завод получил возможность, не распыляя своих сил на многообъектную тематику, начать ускоренную доводку единственного объекта – турбовинтового двигателя "022", получившего обозначение ТВ-022 (двигатель "А"). С этой целью еще в 1948 году ОКБ-1 и ОКБ-2, занимавшиеся каждый своей тематикой, были объединены в единое ОКБ завода №2. В состав ОКБ ввели значительное количество советских инженерно-технических работников.


Турбовинтовой двигатель ТВ-022 с турбостартером ТС-1 - продольный разрез

 

Структурно новое ОКБ состояло из пяти отделов: термодинамики, прочности, регулирования, испытаний, конструкторский. Начальником ОКБ, выполнявшим функции и главного конструктора, назначен доктор Шайбе. Отдел регулирования возглавлял Кройцбург, отдел испытаний - Престель. Начальником конструкторского отдела назначен Ф.Бранднер, который специально для этого был переведен сюда из ОКБ завода №26 в Уфе, возглавляемого будущим Генеральным конструктором академиком Кузнецовым Н.Д.

Ф.Бранднер считался в гитлеровской Германии большим специалистом по реактивным двигателям и занимал в авиапромышленности высокий пост. С 1946 года он оказывал в Уфе консультации по конструкции внедряемого там в серийное производство трофейного немецкого двигателя ЮМО-004Б. С мая 1949 года Бранднер заменил Шайбе на должности начальника ОКБ.

В мае 1949 года главным конструктором ОКБ завода №2 был назначен Кузнецов Н.Д. Он привез с собой из Уфы группу конструкторов из своего прежнего, но уже расформированного, ОКБ. Назначение Кузнецова Н.Д. связано с тем, что в Уфе он занимался внедрением в серийное производство под обозначением РД-10 трофейных немецких ТРД ЮМО-004Б и созданием на их основе двигателей своей конструкции. С этого момента началось рождение коллектива, создавшего впоследствии всемирно известные двигатели "НК"… (будет продолжено позднее).