Этот материал в дополненном и измененном виде опубликован автором в журнале "Популярная Механика" №10 за 2003 г.
под названием "Летающая атомная лаборатория". Главный редактор журнала в аннотации отмечает: "... Наконец-то увидел
свет долгожданный материал про реальный самолет с атомным реактором - Ту-95ЛАЛ. Материал стоило ждать: тех фотографий,
которые мы опубликовали, нет даже в ОКБ Туполева, где этот самолет разрабатывали (по крайней мере, нас в КБ уверяли именно в этом)..."
В конце 40-х - начале 50-х годов в СССР в Лаборатории
измерительных приборов Академии наук (лаборатории №2) под общим руководством
И.В.Курчатова развернулись исследования по созданию атомных реакторов для
корабельных энергоустановок. Вскоре начались работы в области применения
ядерной энергии в авиации. Руководство авиационной тематикой в институте
И.В.Курчатова было возложено на академика А.П.Александрова.
12 августа 1955 г. вышло Постановление Совета
Министров СССР, по которому к атомной авиационной тематике подключались
некоторые предприятия авиационной промышленности. ОКБ-156 А.Н.Туполева, ОКБ-23
В.М.Мясищева и ОКБ-301 С.А.Лавочкина должны были заняться проектированием и
постройкой летательных аппаратов с ядерными силовыми установками (СУ), а
ОКБ-276 Н.Д.Кузнецова и ОКБ-165 А.М.Люльки
разработкой этих СУ. Создание самолета с ядерной
СУ открывало перед ВВС возможность получить в свои руки пилотируемые боевые
комплексы с неограниченной продолжительностью и дальностью полета. Прорабатывалось несколько вариантов ядерных авиационных силовых установок
на основе прямоточных, турбореактивных и турбовинтовых двигателей с различными
схемами передачи тепловой энергии к двигателям. Отрабатывались различные типы
реакторов и систем теплоносителей: с воздушным и с промежуточным
жидкометаллическим охлаждением, на тепловых и быстрых нейтронах и т.д.
Рассматривались приемлемые для применения в авиации виды биологической защиты
экипажа и систем оборудования от воздействия радиоактивного излучения.
В ОКБ С.А.Лавочкина и А.М.Люльки работали над
проектом крылатой ракеты на базе “Бури” с ядерным прямоточным реактивным
двигателем, в ОКБ В.М.Мясищева проектировался стратегический бомбардировщик.
В ОКБ А.Н.Туполева совместно со смежными
организациями была проработана крупномасштабная, рассчитанная на два
десятилетия, программа создания и развития тяжелых боевых самолетов с ядерными
силовыми установками. Она должна была завершиться постройкой в 70-80 годы
полноценных боевых дозвуковых и сверхзвуковых самолетов различного назначения.
На первом этапе предполагалось создать наземный стенд для отработки самолетной
ядерной силовой установки, затем аналогичная установка должна была быть
испытана на летающей лаборатории с целью отработки системы радиационной защиты
экипажа.
28 марта 1956 г. вышло Постановление СМ СССР,
согласно которому в КБ начались практические работы по проектированию летающей
лаборатории на базе серийного Ту-95 для исследований влияния излучения
авиационного ядерного реактора на самолетное оборудование, а также для изучения
вопросов, связанных с радиационной защитой экипажа и особенностей эксплуатации
самолета с ядерным реактором на борту.
Наземный испытательный
стенд
Установка реактора на самолете
|
Проектные работы по наземному испытательному стенду
и установке реактора на самолет проводились в Томилинском филиале ОКБ,
возглавлявшемся И.Ф.Незвалем. Стенд создавался на основе средней части фюзеляжа
самолета Ту-95. Радиационная защита на стенде, а затем и на летающей
лаборатории, получившей обозначение Ту-95ЛАЛ (заказ 247), изготовлялась с использованием совершенно новых для авиации материалов.
Для освоения в производстве этих материалов потребовались совершенно новые
технологии. Они с успехом были освоены в отделе неметаллов ОКБ под руководством
А.С.Файнштейна. Новые защитные авиационные материалы и элементы конструкции из
них были созданы совместно со специалистами химической промышленности,
проверены ядерщиками и признаны пригодными для применения в наземной установке
и на летающей лаборатории.
В 1958 г. наземный стенд был построен и перевезен на
Половинку – так называлась экспериментальная база на одном из аэродромов под
Семипалатинском. Одновременно была подготовлена ядерная силовая установка для
летающей лаборатории. На стенде и на летающей лаборатории реактор был
установлен на специальной платформе с подъемником для удобства обслуживания.
При необходимости он мог опускаться из грузоотсека самолета.
В первой половине 1959 г. был произведен первый запуск
реактора на наземном стенде. В ходе наземных испытаний удалось выйти на
заданный уровень мощности реактора. Был накоплен большой опыт работы с
реактором. На нем опробовали приборы управления реактором и контроля
радиации, систему защитной экранировки, выработали рекомендации экипажу. Теперь
можно было переходить к работам на летающей лаборатории.
|
Под
летающую лабораторию Ту-95ЛАЛ был переоборудован серийный Ту-95М № 7800408. С мая по август 1961 г. на летающей
лаборатории было выполнено 34 полета. На Ту-95ЛАЛ летали и проводили испытания
летчики-испытатели М.М.Нюхтиков, Е.А.Горюнов, М.А.Жила и др., ведущим по машине
был Н.В.Лашкевич. В летных испытаниях участвовали руководитель эксперимента
Н.Пономарев-Степной и оператор В.Мордашев. Исследования радиационной обстановки
в кабине пилотов и за бортом проводили физики В.Мадеев и С.Королев. Полеты
проходили как с холодным реактором, так и с работающим. В этих полетах в
основном проверялась эффективность биологической защиты.
Особенности конструкции. Экипаж
и экспериментаторы находились в передней герметической кабине, где был
установлен датчик, фиксирующий излучение. За кабиной был установлен защитный
экран из свинца и комбинированных материалов. В районе грузоотсека, где в
будущем должна была располагаться боевая нагрузка, был установлен второй
датчик. Третий датчик находился в задней кабине самолета. Еще два датчика
смонтировали под консолями крыла в подвесных несъемных контейнерах. Все датчики
были поворотные по вертикали. В средней части фюзеляжа располагался отсек с
водоводяным реактором с мощной защитной оболочкой.
Компоновка элементов
ядерного реактора на Ту-95ЛАЛ
|
Разборка самолета - реактор лежит на земле
|
Отсек немного выходил за обводы фюзеляжа самолета и
прикрывался металлическими обтекателями сверху, снизу и по бокам фюзеляжа. Под
отсеком находился большой воздухозаборник воздушного радиатора водяного контура
реактора. На борту имелась система управления реактором, подключенная к пульту
экспериментаторов.
Обтекатели реактора
|
Подкрыльевый
контейнер с датчиком
|
Через
кормовой блистер виден
третий датчик
|
Проведенные летные испытания Ту-95ЛАЛ показали достаточно
высокую эффективность примененной системы радиационной защиты, что позволяло
продолжить работы по самолетам с ядерными силовыми установками. Но вскоре после
этого все работы по атомной авиационной тематике были свернуты по причине
финансовых ограничений. В это же время в СССР развертывались программы
строительства ядерных подводных ракетоносцев, межконтинентальных баллистических
ракет наземного базирования. В определенной степени опасались также возможной
аварии атомного самолета, способной вызвать заражение больших пространств
ядерными компонентами. Испытанная на данном этапе биологическая защита
оказалась хоть и надежной, но все же громоздкой и тяжелой для применения в
авиации и требовались дальнейшие работы в этом направлении.
Следующим важным этапом в создании самолета с ядерной СУ
должен был стать Ту-119 с маршевыми двигателями, приспособленными к совместной
работе с ядерным реактором. К этому времени американцы, испытав свою летающую
лабораторию с ядерной силовой установкой на базе В-36, выполненной аналогично
Ту-95ЛАЛ, практически свернули дальнейшие свои работы в этой области. Догонять
стало в этом направлении некого, а идти впереди слишком дорого и опасно.
Источники информации
1. Ребров
М. Легенды и были о “Ласточке”, или История создания атомного бомбардировщика//Красная
звезда, 1993, 7 июля, с.2.
2. Ригмант
В. Под знаками “АНТ” и “ТУ”. “119” (Ту-119)//Авиация и космонавтика, 1999, №7.
3. Ригмант
В. Ту-95//Авиация и космонавтика, 2001, №2.
4. Материалы и фотографии
из архива автора.
Кудрявцев В.Ф.
|