Смотри главную страницу сайта http://vfk1.narod.ru/


Уникальные самолеты Иркутского ВВАИУ (ВИ)

Кудрявцев В.Ф.


Ту-22 (изделие 105А) № 4040041 с двигателями РД-7М2


Вид слева


Вид справа


Сопла РД-7М2


Сопла РД-7М2


Самолет изготовлен заводом в первой половине 1961 г. как опытный экземпляр и принят для испытаний в ЛИИ и Генеральным конструктором. На самолете вместо двигателей ВД-7М (изделие 17) установлены опытные двигатели РД-7М2 (изделие 29).

Внешне эти ТРДФ отличались новым реактивным соплом. Применение новой конструкции сопла имело глубокий смысл, так как оно позволяло на форсаже на больших высотах полета создавать его проточную часть в виде "сопла Лаваля" - сужающуюся-расширяющуюся. Это увеличивало тягу двигателя на данных высотах полета.

Среди других изменений конструкции РД-7М2 наиболее существенным является изменение системы запуска двигателя: вместо электрического стартер-генератора применили более мощный турбостартер ТС-29 - малогабаритный газотурбинный двигатель. Вследствие этого на верхней поверхности мотогондол самолета появились небольшие выпуклости над местом расположения турбостартера.

Первый полет на Ту-22 № 4040041 выполнен 5 июля 1961 г. экипажем во главе с летчиком-испытателем Гарнаевым. В последующем испытательные полеты выполняли также летчики-испытатели Философов, Захаров, Шевяков, Гудков, Княгиничев.

По итогам испытаний двигателя РД-7М2 на Ту-22 № 4040041 они стали устанавливаться на все новые модификации этого самолета с добавлением к его обозначению буквы "Д":  Ту-22КД,  Ту-22РД и т.д. Это совпало с установкой на новые модификации Ту-22 системы дозаправки топливом в воздухе. Таким образом буква "Д" обозначает оба эти события на самолетах.

В последующем на ремонтных заводах при доработках старых самолетов без системы дозаправки их двигатели также были заменены на РД-7М2, так как ВД-7М к тому времени уже не выпускались. Но буквы "Д" к обозначению самолета это не добавило.

В 1967 г. после окончания испытаний самолет передан на учебный аэродром в Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ). Самолет имел два бортовых номера:  43 - на створке передней ноги шасси и 47 - на вершине киля. Судьба этого самолета закончилась уничтожением вместе с самим Иркутским училищем в 2009 г. А еще раньше (в 90-х годах) двигатели с него были сняты и сданы в металлолом. С тех лет в ИВВАИУ не было ни одного двигателя РД-7М2 или хотя бы какого-либо узла от него.





Hosted by uCoz