Смотри главную страницу сайта http://vfk1.narod.ru/



Реактивные двигатели В.Я.Климова


Этот материал находился в редакциях журналов “Авиация и космонавтика” и “Крылья родины” и готовился к опубликованию еще в 1992 году в честь 100-летия со дня рождения В.Я.Климова. Но одни члены редакции “потеряли” статью при переезде редакции в другое здание, а другие оказались лично заинтересованы в ее невыходе и приватизировали материал в духе того времени. Здесь она будет опубликована в прежнем виде, чтобы показать какая масса знаний в ней содержалась.



 

В июле 2002 г. исполнится 110 лет со дня рождения выдающегося конструктора  авиационных двигателей академика дважды Героя Социалистического Труда четырежды   лауреата Государственной премии СССР генерал-майора Владимира Яковлевича Климова.  Это имя знакомо авиационным специалистам всего мира. В годы Великой Отечественной войны большая часть истребителей (самолеты Як, ЛаГГ), а также основные фронтовые бомбардировщики (СБ, Пе-2) и их модификации, были оснащены двигателями,  созданными под его руководством: М-100, М-103, ВК-105, ВК-107 и большим числом их  модификаций. За их создание еще в 1940 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В.Я.Климов умер в сентябре 1962 г. В 1957 г. он удостоен звания Героя  Социалистического Труда во второй раз. Но что же создано В.Я. Климовым за годы после войны? Познание значительной части авиационных специалистов ограничивается  турбореактивными двигателями с центробежными компрессорами РД-45 и ВК-1, созданными в конце 40-х годов. До сих пор этот период деятельности не освещен.

Первая работа ОКБ Главного конструктора В.Я.Климова в области реактивных двигателей приходится на 1945 г. В это время ОКБ находилось в Уфе, куда оно было эвакуировано из Рыбинска. Предстояло досконально изучить трофейные немецкие ТРД ЮМО-004Б, разработать их чертежи и организовать серийное производство. Все работы осуществлялись под непосредственным руководством Н.Д.Кузнецова - первого заместителя В.Я.Климова. Серийно этот ТРД выпускался под обозначением РД-10 с 1946 г. для истребителей Як-15 и ряда опытных самолётов.

В июне 1946 г. инициатива В.Я.Климова воплотилась в решение правительства об организации в Ленинграде на заводе №466 нового ОКБ под его руководством. В.Я.Климову, также как и другим Главным конструкторам А.А.Микулину и А.М.Люльке, поставлена задача по созданию отечественных реактивных двигателей. В октябре 1946г. началось проектирование турбореактивного двигателя ВК-1. Исходными данными послужили публикации в журналах и фотографии английского ТРД "Нин"1, в том числе его продольного разреза. Было решено создать на его основе конструктивно подобный двигатель с увеличенной на 30% тягой при неизменных габаритных размерах и расходе топлива.

В этом же году В.Я.Климов в составе группы специалистов посещает Англию для ознакомления с образцами реактивных двигателей. Англия к этому времени стала ведущей в мире в данной области. Результатом этой поездки стала покупка около 60 двигателей "Дервент"5 и "Нин"1 для изучения их советскими специалистами и обеспечения возможности проектно-конструкторских работ по реактивным самолетам до появления аналогичных отечественных двигателей. "Нин"1 конструктивно подобен двигателю "Дервент"5, но имеет большие габариты, большую производительность центробежного компрессора, а значит и большую ( на 450 кГ ) тягу при одинаковых удельных расходах топлива. В 1947-48 годах эти двигатели были установлены на опытные образцы нового  поколения реактивных самолетов Ту-77, Ту-73, Ту-78, Ла-168, Ла-174, МиГ-15, И-212, И-215 и др.

В ОКБ В.Я.Климова развернулись работы по созданию на основе закупленных двигателей более мощных и более совершенных образцов. Но на создание нового двигателя требуется несколько лет, а самолетостроители ждать не могли. Поэтому постановлением правительства в феврале 1947 г. В.Я.Климов с группой своих конструкторов откомандировывается в Москву и назначается главным конструктором ОКБ завода № 45. Задачей ОКБ-45, причем срочной, определено воспроизведение двигателя "Нин"1, выпуск его рабочих чертежей и организация серийного производства под названием РД-45 (название двигателя соответствует номеру завода). Рабочие чертежи должны быть готовы к середине апреля 1947 г. Аналогичная задача поставлена перед ОКБ завода № 500 (Главный конструктор В.М.Яковлев) по воспроизведению двигателя "Дервент"5 под названием РД-500.

В 1947 г. ленинградское ОКБ В.Я.Климова выделяется из завода в самостоятельное ОКБ-117. Одновременно с созданием ВК-1 на основе двигателя "Дервент"5 началось проектирование одного из первых в стране турбовинтового двигателя ВК-2.

Здесь необходимо подчеркнуть, что в Англии было закуплено именно определенное количество двигателей "Нин" и "Дервент", а не лицензия на их производство, как это часто упоминается в литературе. В случае лицензии задача состояла бы в основном в налаживании серийного производства. В данном же случае требовалось произвести изучение конструкции и характеристик двигателя, поверочные расчеты, определить структуру и марки материалов для изготовления деталей и разработать технологии получения этих материалов, подготовить рабочие чертежи и другую техническую документацию для производства и эксплуатации двигателей.

К данным работам были привлечены ЦИАМ, ВИАМ и другие организации. Одной из наиболее сложных проблем оказалось получение жаростойких высокопрочных сталей для турбины, соответствующих техническим требованиям.…(будет продолжено позднее).


Фронтовой бомбардировщик Ил-28 с двигателями ВК-1

Бомбардировщик-торпедоносец Ту-14 с двигателями ВК-1А


Истребитель МиГ-17Ф с двигателем ВК-1Ф

Истребитель МиГ-15бис с двигателем ВК-1

 

Опытный перехватчик И-3У с двухконтурным ТРДФ ВК-3



Кудрявцев В.Ф.





Hosted by uCoz