Смотри главную страницу сайта http://vfk1.narod.ru/


Уникальные самолеты Иркутского ВВАИУ (ВИ)

Кудрявцев В.Ф.


Ту-22А (изделие 105А) № 3019022 с двигателями ВД-7М


Стоянка Ту-22


Вид слева-сзади


Вид спереди-справа


Сопла ВД-7М


Контейнер ПШП

Этот самолет является вторым самолетом (№ 102) из первой серии Ту-22А, состоявшей всего из двух самолетов. Он изготовлен заводом №22 в Казани в конце сентября 1959 г. и принят как опытный экземпляр для совместных испытаний в ЛИИ и Генеральным конструктором. На самолете произведены доработка хвостового оперения, управления и др. В частности, стабилизатор выполнен цельноповоротным и без руля высоты.

Первый полет выполнен 4 декабря 1959 г. экипажем во главе с заводским летчиком-испытателем Исаевым. После второго полета испытания прекращены до августа 1960 г. на время выяснения причин катастрофы опытного самолета "105А" в декабре 1959 г. За это время двигатели ВД-7М опытной партии были заменены на доработанные серийные. С 15 августа 1960 г. испытательные полеты возобновились и продолжались до июля 1961 г. с неоднократными заменами двигателей в процессе их доводки. Полеты выполняли летчики-испытатели Исаев, Калина, Ковалев, Елян, Якимов, Липко, Горяинов.

Именно этот самолет был подготовлен к участию в воздушном параде в День Воздушного Флота СССР 9 июля 1961 г., на котором летчик-испытатель Харитонов Н.Н. выполнил полет:

В 1964 г. самолет переоборудовали под установку противоштопорного парашюта с системами сигнализации, блокировки и управления для проведения испытательных полетов на больших углах атаки. Установлена аппаратура АУАСП-2С. Первый полет с противоштопорным парашютом выполнен 23 марта 1964 г. экипажем во главе с летчиком-испытателем Исаевым. Испытательные полеты проводились до сентября 1966 г. Полеты выполняли летчики-испытатели Кульчицкий, Захаров, Борисов, Кузнецов, Гарнаев, Гудков.

Внешние отличительные особенности этого самолета:

  • контейнер противоштопорного парашюта вместо хвостовой пушечной установки;
  • длинный обтекатель на правой боковой поверхности фюзеляжа, закрывающий электропроводку к парашюту. Обтекатель начинался от кабины летчика.

После окончания испытаний самолет передан на учебный аэродром в Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ). Самолет имел два бортовых номера:  44 - на створке передней ноги шасси и 02 - на вершине киля. Номер 44 был нанесен в ИВАТУ. Судьба этого самолета закончилась уничтожением вместе с самим Иркутским училищем в 2009 г. А еще раньше (в 90-х годах) двигатели с него были сняты и сданы в металлолом. С тех лет в ИВВАИУ не было ни одного двигателя ВД-7М, хотя до середины 70-х годов их было много.



Hosted by uCoz